Port royale 3 обзор игры. Port royale: руководства и прохождения. Откажитесь от оружия на борту

PORT ROYALE 3 : PIRATES AND MERCHANTS
Что представит обычный человек при слове «Порт-Рояль»? Наверно, что-то пиратское. Головорезы с пистолетами да саблями, одноглазый капитан с попугаем на плече, абордаж и, конечно, сундуки с награбленным золотом.
Если игру назовут «Порт-Рояль», то она, вероятнее всего, тоже будет про пиратов.
Но нет. Долой стереотипы, «Порт-Рояль» - это не пираты. «Порт-Рояль» - это купцы, караваны судов, коммерция, спрос-предложение и золото, но уже не чужое, а своё, честно заработанное. Ну, может быть, не совсем честно.
Есть много серий экономических симуляторов: «Тропико», «Гильдия», «Anno», «Transport giant» и другие. В некоторых сериях от игры к игре меняется эпоха или место действия,
в других – сам принцип игры, но в целом все они связаны с производством, транспортировкой и продажей товаров.
Примерно же самое происходит и в играх серии «Port Royale 3: Pirates & Merchants» - купить товар подешевле, продать подороже. Игра может заинтересовать тем, что этой простой схеме вредит множество побочных элементов. Цены на товары постоянно изменяются, так что вчерашний дефицитный табак сегодня продают по цене самой плохой парусины. Для содержания товара необходим склад, для перевозки – корабли, кораблям нужна команда и оружие – дополнительные расходы подстерегают всюду. И даже если коммерция удачна, расчёт правильный и вы успеваете привезти товар до падения цены, то какой-то везучий пиратский капитан может легко лишить вас профита. Какой толк от прибыли, если она вся идёт на ремонт судов и пополнение команды?
Но не стоит подробно перечислять особенности прошлых игр серии, потому что в третьей нового мало.

ЭТО МЫ УЖЕ ВИДЕЛИ
Сохранился принцип игры – покупай дешевле, продавай дороже. Каждый город в Карибском море производит одни товары и завозит другие. Кроме того, некоторые товары в колониях не производят – их привозят из Европы. Купцу стоит только заметить, когда на складах одного города будет избыток товара, который нужен в другом городе.
На этом и строится коммерция.
Как и в прошлых играх серии, в «Port Royale 3» эту простую схему осложняет множество непредвиденных событий. Например, игрок увидел, что в Новом Орлеане производят хлеб, на который большой спрос в Гаване. Корабли загружаются хлебом, плывут в Гавану, но кто-то продал там хлеб раньше и цена резко снизилась. С выгодой товар продать уже нельзя, надо искать другой город с высоким спросом на хлеб. Впрочем, к услугам игрока всегда есть склад, который даётся бесплатно в начале игры. Склад находится в стартовом городе и может хранить товар, который пока нельзя выгодной продать.
Иконки дефицитных товаров помещаются над каждым городом на стратегической карте. Так легче сообразить, что и где выгоднее продавать. Иногда в городах случаются события, которые повышают спрос на определенные товары – голод – на еду всех видов, эпидемия – на медикаменты, пожар или недавнее нападение – на стройматериалы. Такие события тоже помечаются иконками.
Города в игре постепенно растут, из Европы постоянно прибывают колонисты, кроме того, сказывается конкуренция и войны – процветающие города могут прийти в упадок,
а некогда небольшие фактории станут крупными колониальными и торговыми центрами. Эти перемены также влияют на спрос и предложение. Сам игрок, накопив капитал, может добавить к торговле производство – построить мастерские или плантации и самостоятельно производить товары на продажу. В итоге можно построить огромную торговую империю, со складами и предприятиями в разных городах и множеством торговых караванов.

Осложняют игроку жизнь и пираты, которые появляются на оживленных торговых маршрутах. Особенно много их бывает в треугольнике между Гаваной, Багамскими островами и Гаити. Со временем придётся тратить значительную часть прибыли на вооружение и охрану торговых судов. Но даже самый большой и защищённый караван может стать жертвой столь же крупной пиратской флотилии. В любом случае, сражаться всё равно придётся.
Если экономическая составляющая игры без изменений перешла из «Port Royale 2 », то боевая система усложнилась, но не стала ни лучше, ни интереснее.
Корабли остались теми же, что и в « Port Royale 2 », с двумя главными преимуществами – одни быстрее и вместительнее, больше подходят для торговли, другие – медленнее, зато несут больше пушек. Большинство типов судов доступны на верфях, любые корабли можно захватить и сделать своими после удачного абордажа. Появился своеобразный «опыт» - счетчик числа боёв, в которых побывал корабль. Разумеется, «опытный» корабль предпочтительнее в бою, пусть даже на нём несколько раз сменилась команда.
Кроме сабель, мушкетов и артиллерийских зарядов, которые надо закупать в городах, теперь появились ещё и бочки с порохом. Они очень дорогие (одна бочка стоит 2000 золотых), но без них кораблям остается только идти на абордаж. Впрочем, для небольшого каравана из одного-двух кораблей хватит одной бочки, что не очень правдоподобно.
Эти же бочки можно использовать для подрыва вражеских судов – единственная новая тактическая возможность, впрочем, не особенно полезная.
Управление кораблями в бою ухудшилось. В «Port Royale 2 » было достаточно выбрать корабль и кликом указать ему путь или цель, теперь же, выбрав корабль, приходится направлять его движениями мыши – что гораздо неудобнее. Впрочем, задавая каждому судну характер боя («агрессивный», «оборонительный» или «стандартный»), можно автоматизировать сражение. Сложнее стал абордаж. В «Port Royale 2» кораблям достаточно было коснуться друг друга, «Порт-Роял 3» требует, чтобы корабли некоторое время находились рядом, причем, скорость идущего на абордаж корабля падает. Если у противника не сбиты мачты, то он легко уйдет от абордажа.



Войны между колониальными державами ведут к переделу территорий – колонии переходят из рук в руки. Из «
Port Royale 2 » сохранились задания на штурм вражеских городов. Их можно взять с моря, уничтожив береговые укрепления. Учитывая неудобную систему морского боя это довольно трудно. Однако, как и в « Port Royale 2 » можно высадить команду на сушу и захватить колонию штурмом, хотя придётся иметь дело с гарнизоном. Причем, в таком штурме важно сочетание сабель и мушкетов. Из-за недостатка мушкетов штурмующую команду могут просто перестрелять, а если стрелки не прикрыты сабельщиками – их могут перебить в рукопашной.
Когда команда высаживается – начинается обыкновенный бой, который похож на возню муравьёв. Управлять этим боем нельзя – штурмующие и гарнизон сражаются сами, в итоге всё решает численное превосходство и правильное соотношение сабель и мушкетов. Лучшая пропорция – 50 на 50.
Правда, сухопутный штурм возможен, только если колонию не охраняют боевые корабли. Если в порту колонии есть военные суда, они помешают высадке, поэтому придётся сначала одолеть их.

Неизменной осталась социальная система. Начиная с «юнги», игрок может дорасти до адмиральского положения. Причем, уже на уровне юнги можно содержать корабли и капитанов, но ещё нельзя вести строительство в городах и обращаться к губернаторам.
С ростом капитала и социального положения губернаторы могут давать игроку задания, со временем можно даже самому получить в управление город или жениться на губернаторской дочери. Однако, как и во многих экономических стратегиях, это не составляет цель игры - можно сколько угодно оставаться простым торговцем.
Ничего не мешает выбрать и другой путь – стать авантюристом, пиратом или капером, сколачивая капитал за счёт грабежа. Однако, поскольку «Порт-Роял 3» всё же экономическая стратегия, а боевая система ухудшилась, то путь искателя приключений не очень интересный. Разве что, он позволяет быстрее разбогатеть и повысить свой статус.

Легко подумать, что перед нами «Port Royale 2», если бы не графика. Карта Карибского бассейна, города и корабли, природа вокруг колоний – это выглядит очень красиво. Колонии разных государств не похожи друг на друга – заметно различается архитектура и вид горожан. В небе над городами летают чайки и даже экзотические птицы вроде розовых фламинго, а в море плещется рыба, иногда можно увидеть кита. Посещая очередной порт, можно застать смену погоды, но на игру это никак не влияет. Не видно штормов и ураганов, хотя в «Port Royale 2» они встречались и могли сильно повредить корабли.

Резюме
Получается, что игра «Port Royale 3» это перекрашенная «Port Royale 2». Даже карта все так же плоская, двухмерная, просто рельефная - видно глубины и возвышенности.
Третью часть даже не пытались замаскировать под новинку. Принцип игры, место действия, эпоха, цели и задачи – всё досталось «новой» игре от второй части. Для тех, кто не знаком с этой серией, «Port Royale 3» покажется неплохой экономической стратегией, однако, если они сыграют в «Port Royale 2», то не увидят никакой разницы, кроме графики.

Игры серии Port Royale - это отдельный жанр в мире гейминга. Каждая часть произведения кардинально отличается от предыдущей. Особого внимания заслуживает Port Royale 4. Игра, которая вышла последней от разработчиков, отличается от предыдущих частей. Уровень графики, геймплей и физика существенно улучшились. Некоторым игрокам это нравится, а некоторым - нет.

Последняя часть игры

Игра Port Royale 3: Pirates and Merchants считается самой последней в серии. Некоторые игроки называют ее четвертой частью произведения. Эта стратегия была выпущена на компьютеры и приставки в 2012 году. Особенности игры:

  • улучшенная 3D-графика;
  • открытый мир;
  • возможность улучшения кораблей;
  • свобода действий.

Эта часть игры была принята аудиторией весьма противоречиво. Некоторые геймеры ставили ей оценку 2 из 10, а некоторые 10 из 10. Связано это с тем, что низкую оценку ставили люди, которые играли в предыдущие части. Ведь новая "Порт Рояль" кардинально отличается от предыдущих частей.

Описание геймплея Port Royale

В самом начале у игрока есть небольшой корабль, на котором можно продавать товары. Наипервейшая задача - заработать большое количество денег на торговле. После чего необходимо продолжать развиваться на полученный стартовый капитал. Геймеру нужно основать на берегах морей свое собственное государство. В самом начале это будет сложно делать. Постепенно к развитию будут подключаться помощники.

С каждым днем держава будет становиться величественнее. Для этого игрок должен будет вести переговоры с другими странами, захватывать города, покупать новые судна и многое другое. Все это возможно будет с помощью грамотной торговли.

Критика игры

В самые первые части экономической стратегии геймерам было довольно сложно играть. Предыдущие игры позиционировали Карибский бассейн как враждебное место. Чтобы выжить в нем, нужно постараться. Однако в Port royale 4 разработчики убрали все сложности, с которыми сталкивались игроки.

В городах теперь отображаются товары, которые являются самыми востребованными. Ориентируясь на это, человек может построить только выгодный маршрут. Такая механика попросту убивает весь интерес к игре. Теперь геймер сможет просто автоматизировать процесс заработка денег в "Порт Рояль". Если человек захочет заняться грабежами, то ни к чему хорошему это не приведет. В новой игре сражения стали скучными и быстрыми, в сравнении с предыдущими частями.

Именно из-за упрощения эта игра столкнулась с отрицательными отзывами. Однако не каждый игрок воспринял ее негативно. Существуют люди, которым действительно интересно находиться в "Порт Рояль".

Торговать, охотиться за пиратами, следить за хорошим боевым духом матросов - жизнь капитана в Карибском море нелегка. По этой причине я хочу помочь Вам некоторыми советами, при помощи которых Вам легче будет погрузиться в мир Порт Рояль 2.

Торговля

1. Покупайте местные товары

Принципиально товары дешевле там, где они производятся. Покупайте импортные товары только в случае крайней необходимости, например, если Вам в одной из миссий нужно за короткое время удовлетворить потребности города.

2. Предложение и спрос

Как в реальной жизни цена определяется предложением и спросом: чем меньше товара, тем он дороже. Потому избегайте покупок товаров, отмеченных в меню красным цветом. Эти продукты редкость в данном городе и соответственно стоят дорого. Наоборот же, выгодно продавать такие товары в этом городе.

3. Учитывайте влияние рейтинга

4. Ценовые границы

В Порт Рояль 2 различают 5 типов товаров: товары первой необходимости (пшеница, фрукты, древесина, кирпичи), сырье (кукуруза, сахар, хлопок, пенька), готовые товары (мясо, одежда, канаты, ром), колониальные товары (какао, кофе, табак, красители), а также импортные товары (пряности, вино, инструменты). Несмотря на все колебания, Вам стоит придерживаться определенных ценовых границ. Ориентируйтесь по значениям из таблицы ниже, чтобы избежать убытков при покупке и продаже товаров.

5. Административные центры

Готовые товары и импорт дешевле всего в административных центрах. В свою очередь, здесь можно наиболее выгодно продать колониальные товары. Если у Вас в таком городе есть склад, используйте способность управляющего складом: он должен покупать все импортные товары по цене до 650 за единицу. Когда конвои из Европы будут привозить импортные товары, управляющий заполнит ими склад. Таким образом, у вас будет постоянный запас купленных по низкой цене импортных товаров!

6. Колониальные товары

Обратите внимание, что не все колониальные товары производятся в любой точке Карибского моря. Кофе и какао, например, есть только на юго-востоке, красители - только на западе.

Производство

7. Заслужите лицензию

Сможете ли Вы купить лицензию на строительство, определяется Вашим торговым рейтингом в данном городе. Чтобы его повысить, продавайте необходимые городу товары, которые отмечены в меню красным. Внимание: продажа городу товаров свыше его потребностей не повышает рейтинг!

8. Помогайте эффективно

Тип товара не имеет значения, важно как эффективно вы боретесь с дефицитом. Например, если городу нужны пшеница и мясо, то хитрее будет поставлять последнее. По той причине, что спрос на мясо обычно ниже и его можно быстрее удовлетворить.

9. Выбор местоположения

Хорошо обдумайте выбор города, в котором Вы хотите основать производство. В идеальном случае на производимые Вами товары есть спрос уже в ближайших поселениях. Пример: Вы производите сахар и хлопок в Санта-Марте и продаете их в Картахене, где они перерабатываются в ром и одежду.

10. Растите постепенно

Для начала хватит 1-2 предприятия одного типа. Иначе грозят превышение предложения над спросом и, соответственно, низкие цены. Каждая построенная фабрика или плантация повышает население города на 120 человек. Таким образом, вы создаете с постройкой предприятия так же и спрос, поселение растет и растет.

11. Продавайте на месте

Иногда не хватает караванов, чтобы продавать произведенные товары в других городах. В таких случаях спокойно продавайте их на месте (например, автоматизировано через управляющего складом). Навар в 10 % всегда обеспечен, если производство идет без проблем.

12. Производите стройматериалы

Часто бывает так, что у Вас есть лицензия в городе, однако не хватает строительных материалов. По этой причине выберите для своей первой лицензии город, в котором одновременно производятся и древесина, и кирпичи. Парочка заводов быстро наполнит местный склад, постоянное снабжение стройматериалами гарантировано.

13. Звание игрока

Лицензии с повышением их числа становятся не только дороже, помимо этого есть еще лимит на количество лицензий. Сколько Вы можете иметь, зависит от Вашего звания, которое, в свою очередь, определяется Вашим денежным состоянием. Помимо этого, Ваше звание определяет число капитанов, которых Вы можете нанять.

Капитаны и Торговые Пути

14. Опыт капитана

Только если капитан имеет как минимум 4 очка опыта, тогда он может управлять торговым путем, - по этой причине опыт имеет большое значение. Например, если караван долго находится в открытом море, повышаются очки навигации капитана и вместе с этим скорость путешествия (повышение макс. на 10 %). Торговые очки опыта зарабатываются же, когда караван останавливается в различных городах и там торгует - при этом прибыль от торговли не играет никакой роли! На высшей ступени торгового опыта скидка на закупаемые товары - 5 %. Морские битвы, наконец, поднимают боевые очки и точность попадания капитана.

15. Оптимальный торговый путь

Постарайтесь внести в торговый путь четыре находящихся близко друг от друга колониальных города с как можно более различной продукцией и два административных центра. Это гарантирует выгодные потоки товаров, поскольку корабли могут прибыльно торговать всеми пятью типами товаров.

16. Откажитесь от оружия на борту

Не прибегайте на автоматических торговых путях к пушкам и матросам. Они понижают вместимость судна и являются дополнительным постоянным расходом.

Морские Битвы

17. Полная загрузка

На боевых кораблях должно находиться максимальное количество матросов. Потому что искусственный интеллект берет корабль на абордаж только в том случае, если у него на 20 % больше матросов. Также покупайте как можно больше оружия. Нет ничего более обидного, чем не иметь пушек в морской битве.

18. Сменяйте корабли во время битвы

Починить корабль дешевле, чем купить новый. Поэтому перейдите на борт следующего корабля, когда очки жизни корабля падают ниже 30 %. Внимание: искусственный интеллект пытается потопить корабли, спасающиеся бегством!

19. Одно из судов захватили - не беда!

В случае победы вы все равно получаете корабль обратно.

20. Сначала книппели, потом картечь

Следующая тактика зарекомендовала себя, в особенности против крупных кораблей: книппели сначала разрывают паруса и понижают скорость противника. Картечь затем сокращает число матросов, Вы можете без опасения брать корабль на абордаж, и он будет Вашим.

21. Оптимальный боевой караван

Для охоты на пиратов и для похожих миссий создайте чисто боевой караван. Пушки занимают объем в 3 бочки, для торговли эти корабли уже не применить. Комбинируйте в Вашем флоте маневренные с тяжелыми кораблями.

Повезет, и тогда мы в себе эти земли откроем,

И на берег сойдем, и останемся там навсегда!

В.В.Высоцкий

Что такое Port Royale , спросите вы? Потрудитесь представить себе "Корсаров", взявших да и возвратившихся из 3D-"рассеяния" на умопостигаемую изометрическую прародину. Здесь же возникает естественный вопрос — а зачем? Что ж, ответим. Дабы разработчикам было сподручнее срастить "Корсаров" с Anno 1503 The New World, которая, как мы знаем, изометрической и является, и конвертации в 3D-формат явно не поддается.

Иными словами — мы теперь можем не только странствовать "по морям, по волнам", заходя по своим потребам в порты-поселения, но и принимать активное участие в жизни последних, быть "на суше" уважаемыми гражданами — владельцами мануфактур или прочей какой собственности, а тот, кому повезет — может выбиться в губернаторы и вволю поруководить целой колонией.

В этом руководстве вы найдете:

* Описание географии игры (ее местом действия является Карибский регион "в полном объеме" — от Венесуэлы до Флориды).

* Сведения о нациях и поселениях в игре.

* Разбор "анатомии" и "физиологии" каждого отдельного поселения.

* Общие сведения о персонаже и его возможностях.

* Описание торговли.

* Описание производства.

* Описание сражений.

* Сведения об основных типах кораблей.

Географическая основа

Совершать все положенные по статусу торгово-производственные манипуляции, воевать, а также отстраиваться, игроку предстоит теперь не "в некотором царстве, в некотором архипелаге", а на вполне географически достоверной карте Карибского региона, карте достаточно подробной и совсем неплохо в графическом плане исполненной. Теперь о том, что я конкретно имею в виду под несколько расплывчатым словосочетанием "Карибский регион". Большие Антильские острова (Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико), Малые Антильские и Багамские острова, ну и, естественно, побережье американского континента от Флориды до Венесуэлы. Любителей Сабатини по этому поводу порадует город Маракайбо, аккурат в Венесуэле и расположенный, так что при желании (и правильной линии поведения) всяк теперь окажется способен повторить "золотой поход" капитана Блада. Но учтите, что узкий выход из Маракайбского залива отнюдь не расширен разработчиками — это точно такая же едва проходимая горловина, где вас с легкостью могут подловить рассерженные доны...

Нации и поселения

Карта эта — не только физическая, но также (пользуясь стандартной классификацией) и политико-экономическая. Поскольку с избытком обременена признаками назойливого человеческого присутствия — от городов-поселений до снующих между ними разнокалиберных кораблей, снабженных соответствующими знаменами. Не без флагов, собственно, и города. Как совсем несложно догадаться, вид флага маркирует принадлежность данного поселения (либо судна) к той или иной национально-политической общности, в просторечии именуемой "государством". Таковых в игре — четыре: Англия, Голландия, Франция, Испания. По морям, в принципе, передвигаются еще и корабли "под вывеской" "Веселого Роджера", сиречь пиратские, но вот в собственных поселениях "джентльменам удачи" отказано.

Нации существуют в игре не для красоты и антуража. Они действительно живут, объявляют войны, мирятся, заключают торговые соглашения. Что напрямую сказывается на вашей личной судьбе. Так, если вы — англичанин, не ждите, что вас будут любить в испанских колониях. А во время войны напасть на вас посчитает своим патриотическим долгом любой испанский капитан. Так что даже если вы решили не лезть в политику и авантюры, а просто мирно торговать — все равно следите за действиями властей. Где бы вы в данный момент ни находились — в городе или в открытом море — к вашим услугам "Летопись", свиток в кружочке, расположенный в левом верхнем углу экрана, рядом с текущей датой. Нажмите на изображение — и ознакомьтесь с текущей международной ситуацией.

Заметим, что вы можете выбрать себе не только нацию, но и дату начала карьеры. Их — начальных дат — четыре.

1570 год. Испания находится на пике своей мощи. Две трети поселений на карте принадлежат именно ей. Так что гражданам других стран приходится в это время тяжеловато.

1600 год. Франция обзавелась в регионе десятком поселений, и в союзе с Англией вступила в борьбу за преобладание на Карибах.

1630 год. Англия расширяет свои владения — приобретает новые города, не теряя уже захваченных.

1660 год. Испания утратила половину своих колоний. Регион стал раем для корсаров и авантюристов всех мастей.

Что там новенького в международных отношениях?

Каждое поселение представлено на карте значком-изображением, снабжено названием и вышеупомянутым символом государственной принадлежности. Но не только. Рядом с "базовыми" обозначениями обязательно присутствуют еще и дополнительные. Приглядевшись, с успехом опознаешь в них эмблему того или иного товара, в котором поселение в данный момент особенно нуждается. А значит — торопитесь, предприимчивые торговцы, спешите подвезти необходимое первыми, ибо выгода в этом случае окажется для вас весьма велика. Впрочем, о тонкостях торгового ремесла мы еще будем говорить подробно в специально отведенном для этого разделе. Помимо товарных знаков, рядом со значком поселения может быть еще обнаружен квадратик с цифрой. Но это — только если в гавани города находятся в настоящий момент ваши суда. А цифра обозначает их количество. Есть значок, говорящий об избытке или же, наоборот, недостатке жителей. Если рядом с поселением вы видите перечеркнутую тарелку — значит, город на грани голода. А если где-нибудь, не дай бог, обнаружите красный крест — отложите визит в эту колонию: там свирепствует эпидемия. Совсем другое дело — квадратик с изображением кирки и бруска желтого металла: если вы не являетесь гражданином этого города или не можете открыть там своего производства — плачьте, не стесняясь окружающих. Ибо в окрестностях поселения обнаружены золотые копи, но вам — увы! — не припасть к этому источнику....

Если щелкнуть на значке поселения, где в данный момент ваших кораблей нет , левой кнопкой мыши, то перед вами окажется прелюбопытная справочная "доска", содержащая массу полезных данных. Так, из нее вы почерпнете сведения о фамилии и имени губернатора (не правда ли, совершенно необходимая информация?), числе жителей, отношении жителей к вам. А также о производственной "мощности" поселения (какие товары город сам производит в достатке или даже с избытком), и даже о том, сколько того или иного ресурса расходует данный человеческий муравейник ежесуточно . А если вы собираетесь по тем или иным причинам захватывать этот город, вас больше заинтересуют сведения о составе гарнизона и пушечной оснащенности форта.

Город "изнутри"

Начиная игру, вы перво-наперво видите не общую карту, а ваш родной город с высоты птичьего полета. Оказаться "внутри" другого города вы можете из режима общей карты, щелкнув на его значке левой кнопкой мыши, если в его гавани находятся ваши корабли .

Все города, в общем-то, похожи друг на друга, по крайней мере, города одной и той же нации. Но, независимо от того, под чьей юрисдикцией находится поселение, там в любом случае будет форт-крепость с расположенными внутри нее стандартными зданиями. Стандартными — то есть их список и функции одинаковы у всех наций, разнится только внешний вид (само собой, голландская лютеранская кирха не может выглядеть, как испанский католический храм). За пределами крепости находятся мануфактуры и жилые здания. Последние могут быть более или менее роскошными, в зависимости от того, сколь богатые люди в них проживают. Конечно, хижины и дворцы могут соседствовать, т.е. город не застроен одинаковыми домами согласно "среднему рейтингу" процветания. Кстати, здания гражданской архитектуры, как и муниципальные сооружения, разнятся по национальному стилю отделки, а вот мануфактуры — нет.

В данном разделе мы займемся именно стандартными, сиречь муниципальными, строениями, так как на них во многом стоит игра, и они везде одинаковы , т.е. их наличие либо отсутствие не зависит от личной прихоти игрока либо коммерческих интересов прочих жителей поселения. Мануфактуры мы подробно перечислим и опишем в разделе, посвященном производству и строительству.

Городская ратуша. Она же, по совместительству, резиденция губернатора/вице-губернатора. Губернатор проживает в главном поселении того или иного государства в регионе (оно же — "начальный город" игрока). Во всех прочих случаях извольте иметь дело с вице-губернаторами. Впрочем, они не слишком сильно отличаются — как по роли в карьере главного героя, так и... по характерам.

Заходят в ратушу (как и во все остальные строения, не только муниципальные) очень просто — щелкнув мышью по изображению здания. Что это именно ратуша — нигде не написано, но не бойтесь — с церковью, рынком либо кабаком вы ее навряд ли перепутаете. "Постучавшись", вы оказываетесь перед окошком, к левому краю которого "пришпилены" планки с надписями (так же и во всех прочих муниципальных зданиях). Планок — шесть: "Губернатор", "Генерал", "Архитектор", "Казначей", "Список пиратов", "Закрыть". С последним — все ясно, а все прочее требует пояснений. Кстати, оказываетесь вы в здании через личный кабинет губернатора — хотите вы того или нет, но здание "откроется" для вас на активированной планке "Губернатор". Тот либо предложит вам приобрести патент на истребление пиратов и представителей враждебных наций, либо предложит выполнить ту или иную миссию, либо скажет, что ничего нового нет, и это — чаще всего. Если вы на аудиенции у высшего начальства другого поселения, тот, если отношение к вам в городе — хорошее, может предложить вам приобрести "вид на жительство".

Генерал — начальник местного гарнизона — строго спросит вас, готовы ли вы вложиться в оборону родного (либо дружественного) города, т.е. просубсидировать закупку лишних пушек или найм десятка-другого солдат. Если вы согласитесь — отношение к вам в городе резко улучшится.

Визит к архитектору имеет смысл, если это — архитектор другого поселения, т.к. единственная его функция — продать вам разрешение на возведение зданий в городе, а в вашем родном поселении вы имеете его заранее, причем совершенно бесплатно. Казначей же одолжит вам деньги в долг под совершенно немыслимый процент, составляющий порою четверть занятой суммы. Ознакомьтесь и со списком пиратов — ибо это не просто пираты, не корсары-в-себе, а субъекты, за уничтожение которых город согласен заплатить неплохие временами деньги.

Городской храм. Здесь вы можете, разумеется, помолиться, затем за некоторую сумму попросить благословения небес на ваши (или какие угодно — по вашему выбору) корабли, или пожертвовать деньги на храмовое убранство. Репутация, господа, репутация... И немного удачи в тяжелых ситуациях.

Верфь. Ну что делают на верфи? Правильно, продают и покупают корабли. Еще их там ремонтируют. Самое интересное здесь — возможность сменить имя вашей посудины. Крайне рекомендую плавать по морям на корабле с именем вашей любимой девушки (вариант для девушек — молодого человека). Это добавляет игре пафоса, а если вы пират, так это и вообще пикантно.

Городской склад. Здесь вы покупаете и продаете товары. В связи со складом имеется масса тонкостей, но о них — в "торговом" разделе.

Таверна. Здесь вы можете нанять капитана для своего второго (третьего, четвертого...) корабля, буде таковой у вас появится, а также вволю наиграться в кости. Иногда в таверне вы можете наткнуться на пирата, который попросит у вас попользоваться вашим кораблем, взамен пообещав треть выручки. Соглашайтесь либо отказывайтесь в зависимости от настроения и состояния финансового счета.

Рынок. На рынке вы можете заказать — за свой, разумеется счет — праздник для всех жителей данного города. На ранних стадиях игры делать этого, понятно, не рекомендуется.

Колодец. Щелкнув по нему, вы получите ту самую справочную панель, которая обычно открывается из режима общей карты. Колодец нужен, поскольку открыть эту панель для своего города "извне", из карты, не получается — щелчок на значке вашего города приведет лишь к тому, что вы окажетесь "внутри".

Нельзя обойти молчанием и элементы "внутригородского" интерфейса. Поверх мини-карты, которую трудно не заметить, расположены пять кружков-картинок. Нажмите на крайний левый кружок — и перед вами во всю необозримую ширь откроются дали общей карты. Аналогичное действие с соседней картинкой — той, на которой изображен молоток — "активизирует" строительный интерфейс. Пользуясь средней кнопочкой, можно перейти от мини-карты города к мини-карте региона, оставаясь в городе. Следующая предоставит в ваше распоряжение список всех ваших кораблей. А пользуясь последней, то есть крайней правой, вы можете перейти в следующий день "скачком", если не желаете ожидать, пока это событие произойдет в естественном режиме.

Чуть левее расположены еще две круглые кнопочки, на одной из которых, левой, изображен якорь, а на другой штурвал. Нажав на кнопку с якорем, вы получите список кораблей, ожидающих ваших приказов, то есть свободных в данный момент от какой бы то ни было полезной работы. Нажатие же на кнопочку со штурвалом, напротив, предоставит в ваше распоряжение список судов, находящихся "при деле".

Ну и само собой, имеет место фирменная "вывеска" с названием города, количеством жителей и индексом процветания.

Судьба человека

До сих пор главный герой игры в чем-то напоминал знаменитого гоголевского Ревизора — все толки шли о нем и вокруг него, но где же, собственно, он сам? Теперь, когда игровой мир вчерне описан, когда сцена готова, на ней неплохо бы наконец появиться и герою.

Внимание, на старт!

Как уже говорилось выше, вы можете выбрать время своего "воплощения" и национальную принадлежность вашего внутриигрового альтер эго. Но не только. Продолжая пользоваться театральной метафорой, вы можете также предпочесть то или иное амплуа. Какая судьба более вам по душе — торговца или пирата?

Различие между ними не столь уж велико. Просто торговец наращивает показатель репутации и опыт за счет удачных торговых сделок, а пират — выигрывая морские сражения. И тот и другой может выбрать себе еще и основополагающую личностную черту из следующего списка — предприимчивость, обаятельность, меткость. Последнюю, конечно, можно отнести к личностным качествам с большой натяжкой, это, скорее, физическое преимущество, ну да не будем придираться. Итак. Предприимчивый субъект выручает за свой товар на 5% больше, если торгует сам, а не в автоматическом режиме торгового маршрута. У обаятельного персонажа на те же 5% быстрее возрастает репутация, ну а товарищ с повышенной зоркостью будет в сражении целиться эффективнее... ну, кто быстрее угадает?... конечно же, на 5%. Такое вот магическое число. То есть целиться, понятно, будет не он, а пушки его корабля.

И последнее — стартовый капитал. Можно начинать игру с большим количеством золота (30000 песо) и маленьким кораблем — пинассой (8 пушек — ее огневой "потолок"), можно, напротив, получить в свое распоряжение 16-пушечный бриг, рассудив, что золото (его в этом варианте выделяется только 12000) при таком раскладе легко удастся и награбить, а можно, не бросаясь в крайности, спокойно вступить во владение 14-пушечным шлюпом, зная, что в "загашнике" лежат себе полеживают 20000 золотых.

Да, чтобы не забыть — "воплощаетесь" вы всегда в главном городе вашей нации в регионе, в городе-резиденции губернатора.

Личное дело №...

На каждого, осмелившегося украсить своим присутствием неспокойный Карибский регион, а проще говоря, вступить в игру, незамедлительно заводится личное дело, скромно именуемое "журналом". Впрочем, ознакомиться с ним можете только вы сами, так что не пугайтесь. Открыть журнал можно, нажав на кружок с изображением сундука, справа от даты. Кстати, с другой стороны от кнопки журнала отображается ваша текущая наличность. В журнале — масса рубрик, к ознакомлению с которыми мы с вами как раз и переходим.

Новости. Здесь у вас будут храниться всякого рода известия личного свойства — письма от высшего начальства, долговые расписки, заметки о покупке-продаже недвижимости и прочая деловая всячина.

Миссии. Если вы сумеете с блеском проявить себя на избранном поприще, градоначальники всех мастей проникнутся к вам доверием и время от времени будут выдавать вам поручения. Рубрика существует на случай, если в суете вы случайно позабыли, а что, собственно, вам поручили.

Обзор. Заглянув сюда, вы без особых хлопот узнаете, сколько у вас кораблей, зданий и мануфактур, и в каких городах все это великолепие находится. Особенно актуально для кораблей, — они, знаете ли, обладают свойством постоянно перемещаться.

Производство. Все просто — здесь находятся сведения о том, сколько у вас на данный момент готово к сбыту товара, произведенного вашими предприятиями.

Баланс. Банальная страница бухучета. Приход, расход, из них издержки на зарплату, содержание зданий, ремонт и так далее. Хотите вы того или нет, но вам придется очень полюбить эту рубрику журнала. По крайней мере, открывать ее постоянно.

Торговые маршруты. Кораблей у вас рано или поздно станет много. И самолично гонять их от гавани к гавани вам станет не то что лень, а просто недосуг. Вам придется назначать им автоматические торговые маршруты. Ну а в этой рубрике вы будете просто-напросто хранить их список.

Личное. Самая личная рубрика личного дела. Здесь вы всегда можете узнать, как к вам относятся города и нации, есть ли у вас жена, и если да, то как ее зовут. Очень полезная порой попадается здесь информация.

Нации. Непонятно, какое отношение имеют лично к вам сведения о демографической динамике региона. Тем не менее очень подробные графики (по нациям) вы отыщете на этой странице личного дела.

Карты. Однажды наступит торжественный день, и губернатор втихаря вручит вам, как особо доверенному лицу, карту, с которой можно отыскать пиратские сокровища. Ну так вот — вклеен манускрипт будет именно здесь.

Кораблевождение как вид экстремального спорта

Научиться правильно (а главное, быстро) управляться с вашим парусным транспортом — задача не из простых. Поскольку для этого придется совладать с весьма нетривиальным интерфейсом. Вначале корабль надо в гавани отыскать (на мини-карте города он показан синей точкой). Отыщите. Поскольку в гавани, как правило, кораблей немерянно — те отплывают, иные приплывают — отличить среди них ваш поможет надпись над судном. Надпись представляет собою просто ваше имя. Идентифицировав собственность, щелкните по ней. Над кораблем появится синяя стрелка, указующая своим острием куда-то в середину палубы. А в правой нижней четверти экрана появится нечто другое, к изучению чего мы с вами и перейдем.

Перед вами два окошка. Верхнее переполнено всякого рода изображениями: бочками, узлами, черепами — и цифрами. Нижнее содержит лишь силуэт вашего корабля в красивой рамочке с закругленными углами. В рамочке же имеется зеленый вертикальный столбик. Это — "здоровье" вашего корабля.

Обратимся к верхнему окошку. Символ пустой бочки в правой его части — это, понятно, показатель заполненности трюма. Сейчас он пуст и бочка прозрачна. Если же вы купите хоть немного товара и сгрузите его в трюм — бочка начнет заполняться жидкостью, почему-то красного цвета.

Пора обзаводиться пушками. Визит в оружейную.

Вверху, рядом с синим квадратиком, значится имя капитана — сейчас это ваше имя. У маленького якоря — наименование колонии, в гавани которой судно на данный момент пришвартовано. Цифра рядом с узлом — текущая скорость (сейчас она нулевая). Рядом с изображением пушек — тоже ноль: пушки еще надо купить. Минимально же необходимое число матросов на вашем корабле в начале игры имеется всегда, поэтому число рядом с фигуркой моряка отлично от нуля. Значок кинжала — запасы холодного оружия. Тоже ноль, тоже придется закупать.

Словом, эта панель дает вам информацию о реальном состоянии вашего корабля в настоящий момент. А теперь щелкните на силуэте в нижнем окошке, да-да, на той самой рамочке. И снова взгляните на верхнюю таблицу. Не правда ли, картина изменилась разительно? Теперь вы можете узнать максимальную скорость вашего плавсредства и его стандартное водоизмещение. Новый щелчок на нижнем окошке вернет верхнее в первоначальный вид.

На верхней панели имеется еще пять картинок-кнопочек, и они остаются там всегда, независимо от режима "окошка". По порядку, слева направо... Картинка с бочкой (сколько же здесь бочек!) — переход в трюм, посмотреть, сколько и какого товара там находится. Картинка с якорем — список кораблей. Не забудьте, что этот же самый список вы можете получить, нажав одну из кнопок над мини-картой, об этом я уже писал. Картинка с глазом — еще одно справочное табло, касающееся реального количества оружия на вашем корабле и потребления командой ваших финансовых средств. Картинка со штурвалом — открывает интерфейс назначения торговых маршрутов, подробное описание которого невозможно по причине ограниченности объема журнала. И наконец, картинка с пушкой — в открывающемся меню вы можете заранее определить, на корабли какой нации следует "наезжать" в первую очередь.

С панелями и кнопками, вроде, разобрались, дальше будет полегче. Оружием обзавестись, кстати, не помешает. Да и при покупке нового корабля вы покупаете его пустым, без команды, а без нее судно из гавани не выйдет. Так что — все на склад! При выделенном корабле щелкаете на здании городского склада . Откроется масса вкладок, нас сейчас интересует одна — "Снаряжение". Осмотревшись, закупаетесь. Пушек больше, чем положено по статусу вашему кораблю, вам не продадут, остальное берите в произвольном количестве, хоть все, если хватит денег и водоизмещения. Чтобы отремонтироваться (а корабли в игре "изнашиваются" даже без битв, просто во время рейдов), продать-купить корабль, сменить его имя — при выделенном же корабле щелкаете на здании верфи. Ремонт, в зависимости от тяжести полученных повреждений, может продолжаться несколько дней.

Нанимать капитана для свежеприобретенного корабля требуется в таверне. Будьте внимательны — в панели найма всегда указывается, каким кораблем должен руководить новый капитан, не забудьте переключиться между кораблями, не то отправите в отставку старого, опытного. Впрочем, его тут же можно нанять вновь, но зачем нам лишние хлопоты? Хотя... Мой вам совет — если купленное вами судно лучше прежнего, переводите вашего "морского волка" туда (для справки — капитаны набираются опыта в торговле, маневренности и меткости). А старой "посудиной" пускай командует новичок.

Увидеть, как ваш корабль (корабли) перемещается на рейде гавани — нельзя, можно лишь налюбоваться на то, как это проделывают чужие. Выделите все ваши корабли (при нажатой клавише Control, если корабль один — клавиша не нужна) и выходите в карту региона. Не забудьте еще нажать на квадратик с цифрой рядом со значком города, где находятся ваши корабли, и который вы только что (по крайней мере, визуально) покинули. Напоминаю: цифра в квадратике — количество ваших судов. Вот теперь-то все наконец готово. Щелчок правой кнопкой мыши в любое место карты — и ваши суда отправятся в путь. Чтобы завести их в какую ни на есть гавань — щелкните правой кнопкой на значке колонии. Водить корабли "стайкой" можно, но вовсе необязательно — каждый из них вполне может совершать самостоятельное плавание. Кстати, карта отнюдь не открывается вся сразу — напротив, вначале вам видны только ближайшие окрестности вашей "родины". Поэтому, если у вас отыщется лишний кораблик — отправьте его обследовать регион.

Если в том или ином городе к вам плохо относятся, или поселение принадлежит нации, находящейся с вашей в состоянии войны — будьте готовы к тому, что в гавань вас могут не пустить. Закупать снаряжение и нанимать команду можно в любом доступном поселении, а вот продавать-покупать корабли — только на верфях особо дружественных колоний. Ремонтироваться можно везде. Если вам позарез приспичило подраться — щелкните правой кнопкой мыши на силуэте проплывающего мимо вас корабля, выбранного вами в качестве жертвы/соперника. Ваш корабль попытается догнать "цель". Если это у него получится — битва состоится. Но об этом — особо, и в другом месте.

Расходы — двигатель торговли

Торговать вам в игре придется постоянно. И отнюдь не только потому, что вы — такой уж ревнитель идеи всеобщего процветания и благополучия. Просто иначе вы самым банальным образом разоритесь. "Чистое" корсарство, без постоянной подмоги бюджету торговлей (я имею ввиду торговлю не только добычей , но и честно приобретенным на ваши кровные...) себя не окупает никак.

В чем же дело? Почему, едва оказавшись в игре и не успев толком рассмотреть все окружающие красоты, вы должны опрометью кидаться торговать?

А как иначе? Команду вы содержите? Содержите. Впрочем, дело не в ней. Просто помимо корабля вас награждают еще и личным складом. Не городским — внимание — а вашим собственным. Причем отказаться от подарка нельзя — склад не сносится. Нужен он в самом начале игры очень и очень относительно, а между тем на поддержание его в приличном состоянии ежемесячно (в автоматическом режиме) уходят немалые деньги. И если вы не проявите расторопность, через некоторое время на вашем счету начнут красоваться отрицательные величины.

Так-так... Городу не хватает кирпича. Надо взять на заметку.

Так что снова — все на склад! На городской, естественно, ваш все равно покуда пуст, и делать там нечего. При выделенном корабле щелкаете на уже известном здании. Помимо вкладки "Снаряжение", которой мы с вами уже пользовались, меню городского склада содержит еще три рубрики: "Город — корабль", "Город — склад", "Склад — корабль". Поясняю. Под "городом" здесь имеется в виду городской склад, под "складом" — ваш личный, ну а корабль — он корабль и есть. Ясно, что в рубрике "Город — корабль" вы перемещаете товары с городского склада в ваш трюм и обратно, в рубрике "Склад — корабль" — то же самое, только вместо городского склада наполнению-опустошению подвергается ваш склад, ну а в рубрике "Город — склад" хранилища обмениваются матценностями между собой.

Нас сейчас интересует пункт товарообмена между кораблем и городским складом. Описывать интерфейс, посредством которого осуществляется сам акт купли-продажи не буду — он прост. Посоветую лишь заранее выставить "перемещение" товара большими партиями, поскольку "носить" его по единичке — долго, а в игре, как-никак, реальное время...

Видов товара — очень много: от банальной картошки до суперэлитного какао и табака. Цены, понятно, не фиксированы — они зависят от местной конъюнктуры и вашей репутации. Ясно, что в городе, где много мануфактур по производству хлопка, хлопок дорого вам не сдать.

Перед закупкой выйдите в общую карту и посмотрите, каких товаров не хватает в ближайших колониях. Их и закупайте в той, которой находитесь сейчас сами. Выгода гарантирована. Правда, не исключено, что пока вы будете плыть, дефицит в город назначения успеют подвезти и другие, но здесь, как говорится, полдела — везение и удача, а все остальное — судьба. Заметим, что чем ближе цель плавания, тем с меньшей вероятностью подобный казус-ляпсус может произойти.

И не забывайте — торговать вам придется всю игру: от начала до самого конца. Когда у вас появится много кораблей, раздайте "устаревшим" опробованные торговые маршруты: некая постоянная структура спроса-предложения на некоторые виды товаров все-таки имеет место и может быть прослежена. Сами плавайте на самом крупном корабле, да не забудьте снабдить его хоть каким-то вооружением — при перевозке вами крупных партий груза пиратские нападения вам практически гарантированы.

Помимо товаров, в города, где имеется нехватка жителей, вы можете привозить поселенцев. Люди будут вам благодарны, что улучшит вашу репутацию, да еще за проезд заплатят какие-то деньги: пустячок, а приятно.

Мануфактура, или о том, как без проблем разориться

Строить мануфактуры на ранней стадии игры — равносильно банкротству. Причем бесповоротному и скорому. Как и склад, каждая мануфактура будет изымать из вашего бюджета энную сумму на поддержание себя в работоспособном и приличном состоянии. Не забывайте о зарплате рабочим, а она ох как велика. Причем пока ваш показатель популярности не так уж высок, вы не сумеете снизить рабочим зарплату: предприятие перестанет работать моментально.

Словом, вначале поднакопите денег и обаяния — и только тогда становитесь промышленником. Постройка каждого предприятия потребует от вас определенной суммы, которая опять-таки зависит от вашей популярности. Помимо денег на вашем счету, для строительства необходимо наличие соответствующих материалов на складе колонии, где вся эта авантюра затевается. Если древесины или камня в городских хранилищах нет — не поленитесь, сгоняйте за ними корабль в соседний город.

Бывают мануфактуры, требующие для работы сырья, уже на вашем складе, причем требующие его постоянно. Здесь уж выхода нет — либо содержать всю производственную цепочку самому, построив дополнительную мануфактуру, либо постоянно закупать требуемое у родного города.

Произведенная продукция будет поступать на ваш склад, а дальше уж разбирайтесь, что с ней делать. Либо сдавайте товар на месте, либо грузите на корабль и везите в другой город. По усмотрению — насколько выгодно, и насколько вам не лень.

Кстати, вы можете строить и жилые здания, дабы сдавать их в аренду. Расти в уровне ваши доходные дома будут сами — как уже говорилось, их ранг зависит от общего уровня благосостояния колонии. Чем богаче будут становиться ваши жильцы — тем более высокую арендную плату вы будете с них получать.

Мануфактуры также способны расти в ранге, тем самым начиная производить больше продукции и требовать, соответственно, больше рабочих и сырья. На мануфактуре 1 уровня трудится в поте лица 30 человек, 2-го — 60, 3-го — 90 и так далее.

Вот вам полный список доступных к возведению мануфактур.

Зерновое хозяйство

Производит: зерно

Картофельная ферма

Производит: картофель

Требует дополнительного сырья: никакого

Солеварня

Производит: соль

Требует дополнительного сырья: древесины

Домик рыбака

Производит: рыба

Требует дополнительного сырья: никакого

Ромовый завод

Производит: ром

Требует дополнительного сырья: древесина, сахар

Плантация хлопка

Производит: хлопок

Требует дополнительного сырья: никакого

Ткацкая фабрика

Производит: ткань

Требует дополнительного сырья: хлопок, красители

Лесопилка

Производит: древесина

Требует дополнительного сырья: никакого

Плантация какао

Производит: какао

Требует дополнительного сырья: никакого

Плантация конопли

Производит: конопля

Требует дополнительного сырья: никакого

К вопросу об опыте

В отличии от всех игр подобного рода, количество полученных очков опыта скрыто от игрока. Иногда в левом нижнем углу экрана появляется немаркая надпись о достижении вами очередного уровня. Прокачивать навыки вам никто не предлагает — компьютер делает это сам, причем каким именно образом он разбрасывает ваши кровно заработанные очки по умениям, программа даже не удосуживается вам сообщить. А меж тем то, сколь "продвинутый" корабль вы можете приобрести на верфи — зависит именно от наработанного опыта. Поэтому всякий раз появление на верфи новой модели судна будет оказываться для вас полнейшей неожиданностью.

Впрочем, когда вы получаете новое звание (помощник, юнга, капитан), вам всегда об этом сообщают. Звания все, как видите, морские, хотя получить их можно, в море ни разу не побывав — к примеру, настроив пяток мануфактур. Кстати, на появлении новых кораблей на верфи получение звания не сказывается никак.

По стопам Флинта

Военная составляющая игры почти целиком спионерена с незабвенных "Корсаров" — сходство вас поразит. Те же три типа зарядов — ядра, книпели и картечь, то же переключение между ними, тот же абордаж, но без "персонального поединка". Победа при абордаже зависит в основном от количества матросов на вашей и противоположной стороне и запасов холодного оружия. Правда, теперь нажатием определенной кнопочки с изображением абордажного крюка вы можете ввести ваш корабль в режим автоматического сближения с враждебным судном, а не маневрировать вручную. Словом, "Корсары" в изометрии — ничего другого и не скажешь.

При штурме вражеских городов вам предложат выбор — атаковать город с суши или же с моря. Если с моря, то все стандартно, опять же как в "Корсарах" — маячите перед гаванью, методично расстреливая вражеские форты. Если же вы решили брать поселение с суши — вашему вниманию будет предложено диковатого вида меню, несколько напоминающее таковое же в Civilization: Call to Power. Только вам еще предоставят выбрать боевое построение. А если по-честному, то успех штурма будет зависеть от количества ваших солдат и запасов теперь уже огнестрельного оружия.

А вообще, война в игре — занятие для разбогатевших субъектов, не ведающих, чем бы им теперь заняться. Как следует подзаработать в ней невозможно — скорее уж, наоборот. Причем никаких внутриигровых стимулов вести ее, кроме начинающейся с определенного момента скуки, нет. И это, конечно, существенный минус игры.

Женитьба и другие праздники жизни

Вы уже, думаю, поняли, сколь многое в игре зависит от показателя вашей популярности. Что нужно делать, дабы вырастить его? Суммирую рассыпанные по тексту рекомендации и добавлю несколько новых, о которых пока не упоминалось.

Итак. Вы можете выполнять те или иные миссии, вкладываться в оборону вашего (и не только) города, уничтожать пиратов, имена которых занесены в "черный" список, помогать вашему государству в войне, перевозить поселенцев, давать городам деньги взаймы (да-да, когда вы станете богаты, не вы будете брать в долг у городского бюджета, а сами станете кредитором). Можно подарить тому или иному городу здание больницы, можете высаживать деревья. Но главное — регулярно устраивать праздники. Об этом — подробнее.

На устройство праздника у вас попросят денег. Это нормально, и ничего неожиданного в этом нет. Но вас еще попросят доставить некоторые необходимые для торжества товары — за свой счет. Не поскупитесь, доставьте. Иначе в день праздника вам сообщат, что торжество было ужасным, и вы, напротив, получите к репутации минус.

То же самое — с вашей женитьбой. Когда губернатор предложит вам руку своей дочери, и вы ответите согласием, последует аналогичное требование о доставке товаров для гуляний по этому случаю. Если вы их не доставите, разрыва с невестой не произойдет, но, во-первых, губернатор больше никогда не станет с вами разговаривать, а во-вторых — все тот же минус, даже более солидный...

Жениться, кстати, советую. Ваша супруга обнаружит таланты незаурядного информатора — в частности, будет периодически сообщать вам, на верфи какого города можно приобрести лучший в регионе корабль. Очень, знаете ли, способствует... Разговаривать с женой вы сможете во все том же здании губернаторской резиденции, куда по этому поводу будет добавлена соответствующая вкладка.

Корабли в игре

Корабли бывают военные и торговые. Собственно говоря, разница между ними чисто номинальна, поскольку торговый корабль, вооруженный пушками, — тоже та еще радость... Словом, вот вам полный список доступных судов со всеми параметрами.

Торговые корабли

Шлюп

Водоизмещение: 50

Максимальная/минимальная скорость (в узлах): 6/11

Маневренность: 98%

Устойчивость: 50%

Количество мачт: 1

Минимальная команда: 6

Количество пушек: 14

Пинасса

Водоизмещение: 50

Максимальная/минимальная скорость (в узлах): 6/10

Маневренность: 100%

Устойчивость: 50%

Количество мачт: 2

Минимальная команда: 4

Количество пушек: 8

Каравелла

Водоизмещение: 200

Маневренность: 86%

Устойчивость: 200%

Количество мачт: 3

Минимальная команда: 10

Количество пушек: 36

Тяжелый флейт

Водоизмещение: 200

Маневренность: 74%

Устойчивость: 200%

Количество мачт: 3

Минимальная команда: 6

Количество пушек: 10

Флейт

Водоизмещение: 120

Максимальная/минимальная скорость (в узлах): 4/10

Маневренность: 82%

Устойчивость: 120%

Количество мачт: 3

Минимальная команда: 8

Количество пушек: 16

Военные корабли

Барк

Водоизмещение: 80

Максимальная/минимальная скорость (в узлах): 5/12

Маневренность: 90%

Устойчивость: 80%

Количество мачт: 3

Минимальная команда: 8

Количество пушек: 20

Бриг

Водоизмещение: 80

Максимальная/минимальная скорость (в узлах): 5/11

Маневренность: 92%

Устойчивость: 80%

Количество мачт: 2

Минимальная команда: 6

Количество пушек: 16

Фрегат

Водоизмещение: 180

Максимальная/минимальная скорость (в узлах): 5/11

Маневренность: 80%

Устойчивость: 180%

Количество мачт: 3

Минимальная команда: 10

Количество пушек: 28

По прихоти Ascaron расставшийся с замшелой Европой и отправившийся покорять новые земли. Однако рука не поднимается написать супротив него слово «клон». Вопреки законам математики, от перемены мест все слагаемые привлекательности «Патриция » сложились в нечто новое, узнаваемое внешне, но изрядно преобразившееся внутренне. Престарелый вельможа вдруг помолодел, приосанился, заимел бандитские повадки и, движимый страстью к приключениям, пустился во все тяжкие.

И все же они похожи, словно братья-близнецы; экономическая модель, система социального статуса, морские перевозки и постройка собственных предприятий… словом, все, за что дорог нам Patrician 2 , было аккуратно и бережно перенесено в Port Royale . Политическая ситуация, конечно, другая: никакой единой торговой организации вроде Ганзейской лиги, лишь четыре державы (Испания, Англия, Франция и Голландия), постоянно воюющих между собой, и атмосфера удалой вседозволенности вокруг. Действие происходит в морях и городах недавно открытого Карибского бассейна в один из четырех временных отрезков, начиная с 1570 года, когда владычество Испании в регионе казалось незыблемым, и заканчивая 1660 годом, в эпоху упадка испанских колоний и расцвета пиратства. Выбрав одну из сторон, начальный капитал и «характеристики персонажа» (без пресловутых ролевых элементов и тут не обошлось), игрок оказывается один на один с весьма похорошевшим, окрашенным в сочные тона, но знакомым интерфейсом.

Серьезных изменений не так уж много; ветераны Patrician 2 с легкостью освоятся в новом окружении. Впрочем, у тех, кому не довелось играть в предыдущее творение Ascaron, тоже не возникнет сложностей: Port Royale заметно проще и дружелюбнее предшественника. Картинка стала ярче, интерфейс — удобнее, а к деловой серьезности примешался дух романтики и приключений.

Бухгалтерия

Вы не знакомы с Patrician 2 ? Тогда я вкратце обрисую основные идеи. Движущей силой в Port Royale является торговля; морские грузоперевозки — надежный, хотя и не оперативный способ сколотить состояние и заслужить уважение сограждан. Теория обогащения проста — покупаем дешево, продаем втридорога, а разницу тратим на новые корабли, предприятия, ремонт, команду, вооружение и т. д. В отличие от Patrician 2 , глобальная морская карта изначально практически пуста, и нам предстоит самостоятельно разыскать на ней новые города. Бо льшую их часть составляют молодые колонии, что своеобразно отражается на геймплее: введено разделение на т.н. «governor towns», имеющие регулярное сообщение с Европой, и зависящие от них мелкие поселения. Соответственно, перечень товаров включает три категории: еда и сырье, спрос на которые везде одинаково велик, колониальные товары, предназначенные для отправки в Европу, и импортируемая продукция, хорошо расходящаяся в не имеющих связи с материком колониях. В условиях местного, трудно предсказуемого рынка эта система вводит некоторый элемент надежности. Цены, конечно же, меняются динамически в зависимости от величины спроса и наличия товара на городских складах.

По мере роста капитала появляется дополнительный путь к обогащению: собственные предприятия. Купив за круглую сумму право на строительство в городе и возведя обязательное представительство — склад (Storage), мы получаем возможность основать частное производство. Список доступных построек не так уж широк и варьируется от города к городу — сказываются географические и климатические особенности местности. Кроме того, часть товаров производится с меньшей эффективностью, что может заметно снизить прибыли. Правила успешного бизнеса очевидны — выпускать надо то, что пользуется наибольшим спросом и обещает минимум затрат; при этом не стоит упускать из виду загруженность складов и ситуацию с рабочей силой в городе. Как и в Patrician 2 , можно сооружать общественно-полезные здания, что увеличивает популярность среди горожан.

Пятнадцать человек на сундук мертвеца

Но все эти торгово-экономические сложности, без которых был немыслим Patrician , непостижимым образом утратили свое значение в Port Royale . Дух беззакония, едкий дым пушек и легкая как попутный ветер нажива — вот соль здешних морей. Авторы мягко подталкивают игроков к простой мысли: быстрое богатство честными путями не достается; но кто здесь боится нечестных путей?

Заниматься морским разбоем разрешено сразу, достаточно лишь потратить стартовый капитал на набор матросов и приобретение пушек, и вперед, к славе — захват небольших слабых конвоев в считанные минуты сделает начинающего купца владельцем приличного флота. Продажа лишних кораблей приносит неплохую прибыль, а растущая огневая сила позволяет устраивать все более рискованные вылазки. При этом имидж грозного флибустьера вовсе не означает потерю репутации, поскольку победы над пиратами приносят и почет, и, нередко, немалые награды, а для «легального» грабежа торговых кораблей других наций всегда можно купить каперское свидетельство.

На этом приключения не заканчиваются: игра делает все, чтобы смягчить торговую тягомотину, подсовывая разнообразные задания, таинственные слухи и карты зарытых сокровищ… И, конечно же, бои: до двух десятков разномастных кораблей сталкиваются в жестокой схватке, величественно скользя по волнам, лихо кружась и засыпая друг друга ядрами, превращая кровавую забаву в форменный балет. Простора для тактического ума не так уж много, и обычно после предварительной раздачи приказов остается лишь любоваться изящными и смертоносными па воюющих флотилий. Впрочем, отнюдь не всегда дело решает лишь превосходство в силе. Например, боеприпасы могут закончиться в самый ответственный момент, а недостаток людей в команде запросто позволит коварному врагу взять на абордаж ключевой корабль. Приходится обращать внимание на различные мелочи, что, конечно же, приятно.

В Port Royale понятие отдельного корабля исчезло, теперь под нашим началом только конвои и их капитаны (тоже, кстати, со своим набором растущих со временем параметров). Это упрощает и торговые, и ремонтно-закупочные операции — налицо еще один шаг вперед по сравнению с Patrician 2 . Количество конвоев, как, впрочем, и число городов, в которых можно строить собственные предприятия, зависит от ранга — местного варианта привычного для ролевиков «уровня» персонажа, который повышается путем совершения удачных торговых сделок, морских побед, успешного выполнения миссий и т. д.

Семь футов под килем

Число особенностей слишком велико для небольшой рецензии — за кадром осталось многое, но вывод не стыдно сделать уже сейчас: Port Royale оправдывает потраченное на него время. Конечно, недостатки есть. Интерфейс все еще достаточно неудобен и перегружен, морские сражения, несмотря на свою зрелищность, зачастую однообразны, миссии типичны и скучны, AI, похоже, удостоился лишь поверхностного внимания разработчиков… Кроме того, в процессе на свет то и дело вылезают всевозможные ошибки, не смертельные (выпадений на рабочий стол не наблюдалось), но досадные: нередко «пропадает» картинка, информационные окошки, напротив, отказываются закрываться, постоянно возникают сложности с сетевой игрой… Этот раздражающий балласт лишил Port Royale «Нашего выбора», и все-таки высокую оценку он получает по праву. Красочная графика, приятная музыка, глубокая стратегическая основа (с хорошей родословной) и атмосфера добротного пиратского романа — все составляющие удавшегося проекта налицо.

В общем, смело покупайте шампанское, бейте его с размаху об монитор, и счастливого вам плавания. Может, где-нибудь там, среди соленых волн, мы еще встретимся…